(095) 561 86 71
support@biz-catalog.com.ua

Бизнес / производство в Китае

У китайцев особая психология. Там отсутствует такой императив, как «нет». Хотите 6 шапочек из одной кроличьей шкурки – будет вам 6 шапочек. Хотите 20 – будет и 20. Но когда вы получите эти шапочки, никому не предъявляйте претензий, потому что вы получили именно то, что заказывали.

Впервые я начал дела с китайцами в девяностые и неоднократно накалывался. Они на все соглашались, но приходило 90 % брака. С китайцами нужен очень жесткий договор, описывающий все, вплоть до того, когда и в какой таре будет приходить товар. Если ставишь основным критерием цену – получаешь брак.

Первые полгода в Китае нужно быть физически. Ехать самолично, а не посылать менеджера по закупкам, брать переводчика, который знает язык, и самому задавать вопросы. Первые полгода надо лично отслеживать товар с момента производства, каждый шаг: фрахтовка, как товар войдет в аэропорт, как улетит, как вы его примете. За полгода вы поймете схему и бизнес-процесс, который надо ставить китайцам в контракт. Только после этого можно послать наемника, менеджера среднего звена, который будет их контролировать.

С Китаем можно работать, можно получать хороший товар по хорошей цене. Мы выставляем китайцам контракт в несколько десятков страниц, где, помимо цены, подробно прописываем все характеристики товара, и доля брака составляет не более 1,5 %.

Имеет ли смысл открывать бизнес в Японии?

Я знаком с Японией с 8 лет как человек, занимавшийся карате. Нас там никогда не будут воспринимать как своих. Это кардинально другая культура и кардинально другой образ мышления. Если бизнес, то только переводческий или гостиничный, и для иностранцев, а не для местных. Мы для японцев люди второго сорта, мы никогда не впишемся в их внутреннюю среду. Вы останетесь чужаком в этой стране. И даже ваши дети и внуки будут чужаками. Если открывать бизнес, то только там, где чужаков много.

Корейцы заинтересовались разработанным нами уникальным металлом. Где размещать производство?

Я бы оставил на себе производство, всю технологическую цепочку и продавал бы корейцам только готовый продукт. Юго-Восточная Азия очень легко и быстро все воспроизводит. Вариант – разместить производство в Китае. Если производство будет на той же территории, как только пойдут продажи, вас начнут копировать.

Патентами можно защитить лишь что-то совсем неизменяемое. Корейцы внесут какой-нибудь маленький элемент, и патента как не бывало. При этом нужно контролировать и производство в Китае, и продажи в Корее. Если же у вас только опытный образец и вы заключите с ними договор, это будет их материал.

Какие товары и услуги на экспорт востребованы в Китае и Европе?

У китайцев есть определенная потребность в «экологически чистом» продукте. Реально такого продукта не существует, это миф, маркетинговая стратегия, но из-за плохой экологии востребованность у китайцев есть. Востребованность на легенды. Почему крупные оптовые покупки брендовых товаров, например, у итальянцев осуществляют именно китайцы? Потому, что есть прослойка, которая покупает бренд. Притом что в Китае колоссальное количество фэйков.

Насчет услуг – я не уверен, что мы можем что-то предложить китайцам. Мы для них никто. Пока мы рассказывали всем, какая мы великая держава, китайцы за 25 лет из экономики, которая шила пуховики, из которых вылезало перо, построили Гуанчжоу. Когда я смотрю на небоскребы и электричку со скоростью 300 км/ч, я вспоминаю китайца, который работал за миску риса. У них зарплаты скакнули в 12 раз. 10 лет назад зарплата была 50 долларов, сейчас 600 долларов. Они очень трудолюбивые, спокойные, настойчивые в достижении своих целей. Мы для них – младший брат. Младший и к тому же убогий.

Поэтому, если говорить об услугах, мы вряд ли что-то можем им предложить. Даже с точки зрения туризма. Китайцы азартны, им у нас скучно. Если бы у нас были казино, они бы к нам ездили. Белорусский Батька поступил мудрее. В Белоруссию из Китая летают чартеры – играть. А у нас нет отрасли, которая могла бы привлечь китайцев.